Налоговое право. Налоговый спор. Неуплата налога на прибыль

#9148
Григорий Вавилов
Григорий Вавилов , Москва

Добрый день

Помогите мне разобраться в правомерности действия налоговиков в следующей ситуации.

На моем предприятии была приобретена легковая машина и учтена в качестве основного средства. Нами были единовременно списаны затраты на регистрацию этой машины в органах ГИБДД (оплата необходимых государственных пошлин). В ходе налоговой проверки, прошедшей после этого, налоговый орган сделал вывод, что затраты компании на регистрацию легкового автомобиля увеличивают стоимость основного средства (автомобиля) и должны списываться начислением амортизации. Налоговая инспекция доначислила налог на прибыль. Были ли правомерны действия налогового ведомства?

Григорий Вавилов, г. Москва

Ответ нашего юриста

Сергей Админ
10.05.2019 02:02
star_blue_small Рейтинг: 9.5/10

Здравствуйте Григорий

Ваша ситуация имеет двойственную интерпретацию. И хотя налоговые органы упрямо гнут свою линию, суды часто в подобных случаях становятся на сторону налогоплательщика.

Госпошлина уплачивается за государственную регистрацию ТС и совершение иных действий, связанных с регистрацией, куда входит и выдача государственных номерных знаков на ТС, за исключением прицепов, тракторов, мототранспортных средств, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, в размере 400 рублей, и свидетельства о регистрации ТС, в размере 100 рублей.

Имущество со сроком полезного использования более одного года и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей, признается амортизируемым имуществом.

Причем первоначальная стоимость основного средства должна определяться как сумма расходов на его приобретение, изготовление, сооружение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования, за исключением НДС и акцизов, не считая случаев, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Иными словами, то, что увеличивает стоимость амортизируемого имущества на расходы, без которых невозможно его эксплуатировать.

Законодательством не установлена обязанность регистрации Транспортного средства в органах ГИБДД, в а это значит, что указанное действие не может считаться доведением автомобиля до состояния, в котором он пригоден для использования. Это вытекает из письма Минфина РФ N 03-03-06/1/816, от 20.11.07.

Кроме того, согласно письма Минфина РФ N 03-06-01-04/138 от 05.07.06, государственная пошлина, как и плата за проведение государственного ТО, уплачиваемые в связи с приобретением автомобиля, как объекта основных средств, являются фактическими затратами, производимыми на его приобретение, и, соответственно, включаются в первоначальную стоимость этого объекта, учитываемую, в частности, для целей исчисления налога на имущество организаций.

Данные выводы применимы и в случае уплаты налога на прибыль.

Значит, регистрация автомобиля в органах ГИБДД является его доведением до состояния пригодности к использованию, следовательно, расходы на регистрацию должны участвовать в формировании первоначальной стоимости автомобиля. В связи с этим решение налоговой инспекции о доначислении предприятию налога на прибыль является правомерным.

Между тем, нужно учитывать противоположное мнение судов по этому вопросу, правомерность единовременного списания пошлин на регистрацию автомобиля налогоплательщику придется доказывать в судебном органе.

Так, ФАС в одном из своих постановлений указала, что затраты на регистрацию в органах ГИБДД приобретенного ТС могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией. Суды отклоняют доводы налоговиков о том, что данные затраты увеличивают первоначальную стоимость ТС и должны списываться путем начисления амортизации, и постановляют, что регистрация ТС в органах ГИБДД не может являться доведением автомобиля до состояния пригодности к использованию.